Уничтожение печати при реорганизации.

Проведение реорганизации предприятия в форме преобразования неизменно влечет за собой изменение организационно-правовой формы, и, как следствие, изменение наименования. 
После реорганизации и соответствующей регистрации в компетентном органе преобразованное юридическое лицо получает новое свидетельство о регистрации и новые учредительные документы.
Согласно п. 4 ст. 53 гражданского кодекса РБ юридическое лицо считается реорганизованным, за исключением случаев реорганизации в форме присоединения, с момента государственной регистрации вновь возникших юридических лиц.
Следовательно, после проведения соответствующей регистрации прежнего предприятия уже не существует, а предприятие, получившееся в результате реорганизации, еще не имеет всех атрибутов, необходимых для ведения хозяйственной деятельности.
Первое, о чем следует позаботиться – это замена печати. И здесь есть очень важный нюанс – прежде, чем изготовить новую, нужно уничтожить старую печать.
По сути, есть 3 пути уничтожения печати:
   1. Регистрирующим органом уничтожаются печати тех коммерческих организаций, которые были зарегистрированных до 1 февраля 2009г., когда этими органами выдавалось разрешение на право изготовления печати.
В свою очередь регистрирующий орган, после уничтожения печати должен выдать соответствующую квитанцию.
Для этого обычно подается, заявление, подписанное руководителем коммерческой организации с указанием причин уничтожения печати, а также данных документа, удостоверяющего личность лица, являющегося представителем субъекта (фамилия, собственное имя, отчество, серия (при наличии), номер, идентификационный номер (при наличии), наименование государственного органа, выдавшего документы, дата выдачи), и в котором проставлен оттиск уничтожаемой печати. А также предоставляется печать.
Действующая сейчас Инструкция о порядке открытия и функционирования штемпельно-граверных мастерских, изготовления, учета, хранения и уничтожения печатей и штампов, утвержденная постановлением МВД РБ от 25.09.2000 № 157 (далее Инструкция 157), не предусматривает определенного перечня документов для предоставления в регистрирующий орган, равно как и определенного порядка выдачи квитанции об уничтожении. 
Но на практике регистрирующие органы все еще применяют по аналогии п.15 Инструкции о порядке выдачи регистрирующими органами разрешений на право изготовления печатей, подтверждения факта их уничтожения, утвержденной постановлением Минюста РБ от 23.05.2006 № 26.
   2. Самостоятельно уничтожают печати организации, зарегистрированные после 01.02.2009г., которые не получали разрешения на изготовление печати.
Для этого в организации собирается комиссия, состав которой утверждается приказом руководителя организации. Комиссией уничтожается печать (разрезается резиновая основа) и факт уничтожения отражается в акте об уничтожении печати. Установленной формы такого акта нет, однако следует отразить в нем состав комиссии, дату уничтожения, оттиск уничтожаемой печати (можно в виде приложения) и способ уничтожения. Акт подписывается членами комиссии и утверждается руководителем предприятия.
Однако, следует обратить особое внимание, что Инструкция 157 дает право организации самостоятельно уничтожать печати и штампы «по миновании надобности». Это понятие не уточняется инструкцией, не смотря на его довольно широкую трактовку. Тем не менее, следует понимать, что все действия по самостоятельному уничтожению организации могут производить со всеми своими печатями и штампами, кроме той самой интересующей нас единственной круглой печати, являющейся необходимым атрибутом организации. Т.е. речь идет о печатях для секретариата, канцелярии, спецчасти, кадровых, финансовых, административно-хозяйственных и других печатей подразделений юридического лица, а также для штампов.
   3. Таким образом, печать организации, зарегистрированной после 01.02.2009, сдается для уничтожения в орган внутренних дел по месту нахождения юридического лица или индивидуального предпринимателя в соответствии с требованиями Инструкции 157. Уничтожение печатей осуществляется сотрудником разрешительной системы органа внутренних дел в присутствии представителя юридического лица или индивидуального предпринимателя, о чем выдается квитанция установленного образца, к которой прилагается один образец их оттисков.
Для получения квитанции, подтверждающей факт уничтожения печатей, юридические лица и индивидуальные предприниматели представляют в органы внутренних дел следующие документы:
письменное заявление (ходатайство) с указанием причины уничтожения печатей;
образцы оттисков уничтожаемых печатей в двух экземплярах;
уничтожаемые печати.
На практике, в связи с размытостью формулировок, допущенных в регламентирующем документе, а также из-за отсутствия нормативной конкретизации или компетентных разъяснений по данному поводу, сложилась некая путаница со способами уничтожения печати. В частности, очень часто регистрирующие органы разъясняют, что печати организаций, зарегистрированных после 01.02.2009г., уничтожаются самостоятельно (причем разъяснения касаются именно круглой печати организации). А штемпельно-граверные заведения потом не принимают акт об уничтожении печати, требуя квитанции органа внутренних дел.
К сожалению, с такими ситуациями приходится сталкиваться очень часто и особенно это актуально при реорганизации предприятия, когда преобразовавшееся юридическое лицо вынуждено фактически простаивать (не имея возможности использовать свою старую печать) и когда на разбирательства кто же все-таки должен уничтожить печать уходит драгоценное время.
Часто в таких ситуациях руководители идут на осознанное нарушение, подавая в штемпельно-граверную организацию заявление, что печать изготавливается впервые.
Что касается ответственности за такого рода нарушения, то согласно п. 84 Инструкции №157 в случае нарушения порядка уничтожения печатей коммерческая организация несет ответственность в соответствие с законодательством. Однако, кодекс Республики Беларусь об административных правонарушениях в подп. 23.38 устанавливает ответственность (в виде штрафа) только в случае нарушения должностным лицом установленного порядка сдачи печатей и штампов юридического лица для уничтожения после принятия решения о его ликвидации.
Тем не менее, стоит сразу позаботиться о должном уничтожении печати, обратившись для этого в разрешительную систему органов внутренних дел по месту регистрации юридического лица.

 

Читайте также: