Работы (услуги) по ремонту мобильных телефонов и планшетов подлежат обязательной сертификации.
А это значит, что оказание таких услуг возможно только организациями, получившими в установленном порядке сертификат.
В «Перечень продукции, работ, услуг и иных объектов оценки соответствия, подлежащих обязательному подтверждению соответствия в Республике Беларусь», утвержденный постановлением Государственного комитета по стандартизации Республики Беларусь от 16.12.2008 г. № 60 эти услуги включены как:
Услуги по ремонту мобильных телефонов - услуги населению по ремонту оконечных абонентских устройств (аппаратов телефонных общего применения (шнуровых, бесшнуровых) и сотовых телефонов), кроме услуг, оказываемых предприятиями-изготовителями по ремонту оконечных абонентских устройств собственного производства)
Услуги по ремонту планшетов - Услуги по ремонту и техническому обслуживанию бытовой радиоэлектронной аппаратуры, электробытовых машин и приборов для населения (в частности ремонт электрокалькуляторов и компьютерной техники, в том числе планшетов), кроме осуществляемых на месте эксплуатации и оказываемых предприятиями-изготовителями по ремонту и техническому обслуживанию изделий собственного производства.
Техническими нормативными правовыми актами в области технического нормирования и стандартизации (далее - ТНПА), на соответствие которому осуществляется сертификация, являются:
для услуг по ремонту мобильных телефонов - СТБ 1303-2007 «Ремонт оконечных абонентских устройств. Общие технические условия».
для услуг по ремонту планшетов - СТБ 1365-2002 «Услуги бытовые. Ремонт и техническое обслуживание бытовой и аналогичной радиоэлектронной аппаратуры, бытовых и аналогичных электрических машин и приборов. Общие технические условия».
Что касается непосредственно оказания услуг по ремонту мобильных телефонов и планшетов, организациям и индивидуальным предпринимателям нужно руководствоваться:
- Гражданским кодексом;
- Законом о защите прав потребителей;
- Правилами бытового обслуживания потребителей;
- Правил выполнения работ и оказания услуг по ремонту оконечных абонентских устройств;
- Названными выше техническими нормативными правовыми актами.
На вывеске мастерской по ремонту или приемного пункта должно быть указано вид объекта и режим его работы. Режим работы должен быть согласован с местными исполнительными и распорядительными органами.
В мастерской или приемном пункте в удобном для обозрения месте должна быть размещена информация, содержащая:
-наименование, место нахождения исполнителя, номер телефона руководителя или иного ответственного должностного лица. Если исполнителем является индивидуальный предприниматель, указываются его фамилия, имя, отчество, сведения о государственной регистрации и наименовании органа, осуществившего его регистрацию;
-сведения о сертификате соответствия на выполнение работ (оказание услуг) по ремонту оконечных абонентских устройств;
-перечень оказываемых услуг;
-цены на оказываемые услуги;
-перечень категорий потребителей, имеющих право на льготное обслуживание;
-текст «Правил выполнения работ и оказания услуг по ремонту оконечных абонентских устройств»;
-текст «Закона о защите прав потребителей»;
-сведения об ответственном за ведение книги замечаний и предложений.
Работники исполнителя должны иметь нагрудные знаки с указанием на них наименования организации исполнителя или фамилии, имени, отчества индивидуального предпринимателя, осуществляющего ремонт оконечного абонентского устройства; должности, фамилии, имени работника исполнителя.
В соответствии с СТБ 1365-2002 заказ оформляется исполнителем в виде документа. Это может быть квитанция, акт приема-пердачи, договор, расписка или иной документ. В любом случае этот документ будет являться по своей сути договором оказания услуг по ремонту устройства и должен обязательно содержать такие условия, как предмет договора, наименование исполнителя, стоимость и перечень выполненных работ (услуг), дату выполнения работ (оказания услуг).
Договор считается заключенным в надлежащей форме с момента выдачи исполнителем заказчику квитанции или товарного чека.
Исполнитель вправе отказать потребителю в выполнении работ по ремонту оконечных абонентских устройств (соответственно, в заключении договора) в случае, если выполнение ремонта невозможно по техническим и (или) технологическим причинам, а также если при приемке сотового телефона в присутствии потребителя исполнителем установлены факты:
- нарушения заказчиком условий эксплуатации;
- наличия следов коррозии, ударов, механических повреждений;
- воздействия влаги, химических веществ, повышенной температуры;
- нахождения внутри корпуса посторонних предметов;
- отсутствия сертификата соответствия сотового телефона в Республике Беларусь (п. 20 гл. 3, п. 25 гл. 4 «Правил выполнения работ и оказания услуг по ремонту оконечных абонентских устройств»).
Нормативная база в данной сфере довольно щепетильно относится ко многим вопросам приемки устройств в ремонт, самого ремонта, выдачи устройств потребителям. Поэтому мы рекомендовали бы всем организациям и индивидуальным предпринимателям внимательно ознакомиться с нормативными актами, чтобы избежать нареканий со стороны проверяющих органов и потребителей.
Юристы ООО «ЛегПрактис» с готовностью проконсультируют Вас обо всех нюансам данного вида услуг, а также разработают основные документы с учетом всех требований законодательства (квитанция о приеме устройства, квитанция (талон, акт) о выдаче устройства из ремонта, и др.)